День 1. День 2. День 3. День 4. День 5. День 6. День 7. День 8. Иллюстрации и материалы к уроку (Rar 372K). Книга учёных,
на которой основана тема. (Rar
711 K). |
Народы мира о потопе. Воспоминание о Ное и о «водах Ноя» (Ис 54:9)
сохранились в преданиях самых различных народов. Древние греки
рассказывали, как Зевс в наказание за преступления людей послал потоп,
который истребил всех, кроме Девкалиона и его жены Пирры; они спаслись на
корабле, который 9 дней спустя остановился на вершине горы Парнас. Оракул
велел им бросать за себя бабушкины кости. Они набрали камней и стали бросать
за себя. Камни, брошенные Пиррой, сделались женщинами, а Девкалионом —
мужчинами. Таким образом заселилась Греция. У мексиканских
индейцев сохранилось сказание о том, что от вод потопа спаслось на
корабле или пароме только Кокс-Кокс и жена его Ксохи-кетцатль Гора у них
называется Колхуакан. Люди, которые родились после потопа, были немыми, пока
не прилетел голубь с вершины одного дерева и не роздал им языки, после чего
люди стали говорить на различных языках. Другие
мексиканские сказания говорят о
птицах, которые Тепци (Кокс-Кокс называется также Тепци) выпустил с корабля. Жители
островов Фиджи рассказывают о
сильном дожде, от которого погибли почти все люди, но в последнюю минуту
приплыли 2 лодки; на одной из них сидел бог столяров Рокора, а на другой —
его главный мастер Рокола; они вытащили некоторых утопающих и, таким образом,
спасли 8 человек. Более
замечательны древнехалдейские
предания о потопе. До 1872 года по Р.Хр. о них знали только по сообщениям
Александра Полихистора, заимствовавшего их у Берозуса. Бог Хронос открыв
Ксизутросу, что будет потоп, повелел ему написать историю о начале бытия и
конце всего существующего и закопать эту книгу в Сиппаре, городе солнца, а
затем построить корабль, взойти на него со своими родственниками и друзьями,
птицами и четвероногими животными и взять с собою также пропитание и питье.
Построенное судно имело в длину пять выстрелов из лука (или пять стадий).
Потоп пришел, но скоро кончился. Выпустили птиц, но они прилетели обратно.
Тогда выпустили других птиц, но и они вернулись обратно с тиною на ногах.
Выпущенные в третий раз птицы более не возвратились. Ксизутрос открыл часть
крыши и увидел, что судно пристало к горе. Тогда он вместе со своею женою,
дочерью и рулевым, вышел на землю, стал молиться, простершись на земле, затем
построил жертвенник и принес богам жертвы. Потом он вместе с вышедшими исчез.
Оставшиеся на судне также вышли на землю и услыхали голос с неба, говоривший,
чтобы они почитали богов, которые взяли исчезнувших к себе, пошли бы в
Сиппару, отрыли закопанную книгу и передали ее человечеству. Тогда они
принесли жертвы богам, сходили в Сиппару, достали книгу и построили Вавилон. В 1872 году Георг Шмит открыл среди Ниневийских глиняных плиток,
хранящихся в Британском музее, исписанную ассирийской клинописью глиняную
табличку, содержащую халдейский рассказ более раннего периода о потопе. Эта
доска взята из библиотеки ассирийского царя Ассурбанипала (7 столетие до
Р.Хр.); но предполагают, что она списана с более древнего оригинала.
Ксизутрос называется здесь Хизизадра. Содержание рассказа следующее: «Бог
открыл уста свои, говорил и сказал мне, слуге своему... войди и запри дверь
корабля. Я соберу к тебе твое семя, твою домашнюю утварь и имущество, твоих
рабынь и рабов, диких зверей с земли и скот с поля... И сильная буря
поднялась утром с края неба. Бин громыхал, Нево и Сару шли впереди...
опустошитель Нергал разрушал; Адар опрокидывал... Потоп Бина достигал до
самого неба; светлая земля превратилась в пустыню; потоп начисто вымел
землю... и истребил всякую жизнь с поверхности земли... Боги в небе боялись
ненастья и искали убежища; они влезли на небо Ану и скрылись с быстротой
собак... буря утихла на седьмой день, непогода, свирепствовавшая, подобно
землетрясению, тоже утихла. Вода стала высыхать Тела мужей злобы плавали на
воде, как тростинки... Я открыл окно, и потоки света озарили меня... Я
заметил берег у границы моря... Судно приближалось к земле Низир. Гора Низир
остановила судно. На седьмой день я выпустил голубя; голубь полетел, но не
нашел места, где бы отдохнуть, и вернулся обратно. Тогда я выпустил ласточку,
— ласточка полетела, но, не найдя места, где бы ей отдохнуть, возвратилась
обратно После нее я выпустил ворона... Ворон полетел и, увидев на земле
трупы, стал их пожирать, и не возвратился обратно. Я выпустил животных в
направлении четырех ветров. Я принес жертву возлияния и построил жертвенник
на вершине горы... Боги собрались над жертвой подобно рою комаров». Весть
оканчивается тем, что Бел вывел Хизизадру с женой из корабля и очистил землю,
после чего был заключен союз, и Хизизадра со своими домашними были взяты,
чтобы стать подобными богам. На фригийских
монетах из города Апамеи эпохи Септимия Севера (около 200 по Р.Хр.)
изображено четырехугольное судно, подобное ящику, плавающее по воде, с
надписью: «Но». В нем сидят мужчина и женщина, а другая пара стоит вне судна.
Наверху сидит птица, а другая летит с веткой в клюве У позднейших евреев
создалось представление о, так называемых, 7 Ноевых заповедях, которые
считались обязательными для всех людей, следовательно, также и для
«прозелитов». Эти заповеди были частью взяты из Быт. 9:4 и дал. Они были
следующие: 1.послушание властям, 2. воспрещение хулить имя Божие, 3.
воспрещение идолослужения, 4. против кровосмешения, 5. против убийства, 6.
против краж, 7. против употребления в пищу мяса живых животных. |